ГлавнаяБиографияХронология жизниЗнаменитые работыГалереяСтиль и техникаГостеваяНовостиМузей
Поль Гоген
(1848–1903)
Детские годы Гогена, проведенные в Перу, поселили в сердце художника любовь к тропическим странам и экзотическим культурам. Эта любовь постоянно манила Гогена, отрывая его от дома и семьи и унося на своих крыльях на самый край земли. Поль Гоген - один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий
Главная arrow Знаменитые работы
Поиск

Знаменитые работы

А ты ревнуешь? Гоген

А ты ревнуешь? Гоген
Подробнее...
 

День божества, Гоген

День божества, Гоген


Примитивное искусство
«Ты всегда можешь найти утешение в примитиве», — написал однажды Гоген. Эта фраза напрямую касается и всей европейской живописи. Искусство древних народов оказало сильное влияние на ее развитие.

      В последние годы XIX века многие европейцы заинтересовались искусством «примитивных» народов. Африканские ритуальные маски, культурное наследие Древнего Египта, Азии и Океании подкупали зрителя своей искренностью, чистотой и природной силой — другими словами, всем тем, что постепенно исчезало из западной культуры. К примитивному искусству, кроме этого, относят поражающие той же непосредственностью детские рисунки и безыскусные работы самородков из народа.

      Для художников, отказавшихся от слепого «подражания природе», но стремящихся по¬средством своих картин поделиться с миром собственными чувствами и мыслями, искусство древних народов стало неисчерпаемым источником вдохновения. И тут пальма первенства принадлежит именно Гогену, бесповоротно отвергшему «язву цивилизации». Он был пионером, примеру которого вскоре последовали другие художники.

      Образцы примитива (чаще всего, колони¬альные трофеи) нередко выставлялись в музеях и на всемирных выставках, а с некоторых пор стали предметом купли-продажи. С начала XX века среди художников распространилось коллекционирование африканских масок и других произведений примитивного искусства, а его безыскусный язык оказал сильнейшее влияние на развитие современной живописи.

      Это полотно создано Гогеном в проме¬жутке между двумя путешествиями на Таити, поэтому нет ничего странного в причудливом сочетании французских и поли¬незийских традиций, отличающем эту картину. Ее художественные образы и весь контекст воспроизводят полинезийские декорации, но композиция основана на принципах классиче¬ской симметрии, характерной для француз¬ских мастеров. Более того, она звучит явным эхом «Апофеоза Гомера» (1827) Энгра. Единст¬венное отличие: древние греки заменены здесь полинезийцами.

      В этой работе Гоген остается верен самому себе, в очередной раз фантазируя на тему древних религиозных обрядах, существовавших когда-то на Таити. Ничего подобного в реальной жизни не существовало — к тому времени, ко¬гда Гоген приехал на Таити, религиозная жизнь в Полинезии вообще практически угасла. Сюжет картины кратко можно описать так: женщины-туземки (часть — в национальных нарядах, другие — обнаженные) группируются вокруг деревянного идола, готовясь совершить загадочный ритуал.
Картина древнего рая, написанная неестественно яркими красками, волнует и оставляет ощущение несказанной тайны.

Подробнее...
 

Дух мертвых не дремлет, Гоген

Дух мертвых не дремлет, Гоген
На этой картине наблюдается характерное для художника смешение вымысла с явью. Молодая девушка списана с Техуры, юной таитянской жены Гогена. Она познакомила его с множество таитянских легенд. Толчком к созданию полотна стало вполне конкретное событие. Однажды Гоген отправился в Папеэте и задержался там дотемна. В светильнике закончилось масло, и поджидавшая художника Техура осталась лежать в темноте. Она была очень встревожена. Впрочем, причиной тому был вовсе не тупапау (дух, охраняющий мертвых). В реальности все было гораздо прозаичней - Техуру мучили подозрения, что Гоген решил навестить проституток.

Мрачный фон картины создает соответствующую атмосферу. Гоген писал: «Мне нужен был фон, наводящий ужас - фиолетовый подходил для этого как нельзя лучше».

Дух изображен в виде обычной маленькой женщины. Художник полагал, что юная девушка должна была увидеть его именно таким.

Цветы прокомментированы самим Гогеном: «Лежащие на заднем плане цветы существуют только в воображении, и потому я сделал их похожими на искры».

Простыни написаны жутким желтым цветом «потому, что это неожиданно и странно для зрителя, — отмечал Гоген, — и потому, что желтый цвет напоминает о ljt, светелампы».
Подробнее...
 

Аве Мария, Гоген

Аве Мария, Гоген
Это таитянский вариант религиозных полотен, соз¬данных Гогеном в Бретани. Композиция картины очень необычна. Присутствие ангела ассоциируется с Благовещеньем (библейский эпизод, в котором ангел приносит Деве Марии благую весть о предстоящем ро¬ждении Христа), а центральные фигуры напоминают сцену поклонения волхвов. Прелестная фигура матери с ребенком написана Гогеном с натуры, и, если не считать сияющего нимба, она совершенно реалистична. Гоген не был ортодоксальным христианином, и его кар¬тина пронизана языческим мистицизмом. Художник отдавал отчет, что подобная трактовка может возму¬тить чувства верующих христиан. Вообще, до 1951 го¬да, по требованию католической церкви, изображения библейских персонажей должны были ориентироваться на европейский антропологический тип.

Фигуры и лесной ландшафт на заднем плане напоминают о картине Боттичелли «Весна». На стене хижины, в которой жил Гоген, была приколота репродукция этой картины.

Головы матери и ребенка окружены сияющим нимбом, что позволяет идентифицировать их как Деву Марию и Христа, хотя подобная поза не встречается в западной живописи и иконописи.

Центральная пара фигур заимствована с фриза яванского храма в Боробудуре. Фотографии этого храма Гоген приобрел на Всемирной выставке 1889 года.

Фигура с желтыми крыльями — это ангел. Скрыв его за ветвями цветущего дерева, Гоген усилил атмосферу таинственности, характерную для этой картины

Подробнее...
 

Желтый Христос, Гоген

Желтый Христос, ГогенВ 1889 году Гогену сообщили, что его последние картины не пользуются спросом в Париже. Страшно расстроенный художник, пытаясь выразить свои переживания, написал несколько полотен на тему Страстей Христовых. Христос, напоминающий Гогена, везде изображен на фоне бретонских ландшафтов. «Желтый Христос» -не исключение. Меланхолическое настроение здесь подчеркивает осенний ландшафт. Бретонские женщины представляют собой трех Марий, традиционно изображаемых на картинах, трактующих этот сюжет. Картина поразила многих друзей художника. Октав Мирбо назвал эту картину «тревожной и острой смесью варварской пышности, католической литургии, индийской медитации, готического вымысла и тонкого
символизма.

В бретонский период в творчестве Гогена появилась целая серия произведений, посвященных библейской тематике. В них он часто исследовал границу (или ее отсутствие) между реальностью и видением — то выводя Иакова с ангелом бороться прямо перед взорами бретонских прихожанок, то примеряя на себя облик Христа, отвергнутого близкими друзьями.

В «Желтом Христе» крестная мука совершается прямо здесь, в окружении все тех же бретонок, среди чуть ли не идиллического пейзажа. Умиротворенность, впрочем, нарушается огненными пятнами деревьев, напоминающими окровавленные сердца. Христос высоко возносится над окружением, но крест срезан краями картины так, чтобы почти полностью заслонить небо. Женщины находятся вроде бы в молитвенном самоуглублении, но у зрителя нет ощущения, что они сострадают распятому «здесь и сейчас».

Людская отчужденность и от Бога, и от неба становится главным мотивом этой картины, и в выражении лица Христа читается не столько любовь к человечеству, сколько сомнения, не была ли напрасной его жертва. Схожие раздумья терзали и самого Гогена – художника, верившего в свое предназначение и всю жизнь страдавшего от непонимания окружающих. И не случайно он впоследствии использовал собственную картину, чтобы изобразить себя в знаменитом автопортрете в трех ипостасях: дикаря, страдающего Христа и собственно художника.


Подробнее...
 

Видение после проповеди, Гоген

Видение после проповеди, Гоген
Эта картина ознаменовала разрыв художника с импрессионизмом. Изображенная на полотне сцена выполнена Гогеном в синтетическом стиле, изобретенном им вместе с Эмилем Бернаром. Фигуры упрощены и написаны без соблюдения пропорций, а декоративные изогнутые линии напоминают о японских гравюрах. В одном из своих писем этого времени Гоген отмечал: «В этом году я пожертвовал всем - исполнением, цветом - ради стиля, поскольку хотел сделать совсем не то, что уже умею делать». Сюжет картины мог быть навеян художнику религиозным праздником, на который бретонцы собирались в своих традиционных костюмах. После того, как главное торжество этого праздника заканчивалось, начинались различные увеселения - в частности, состязания по борьбе. Стилистически картина очень близка к работе Бернара «Бретонские женщины на лугу». Впрочем, Бернар ничего плохого в этом не видел. Он даже помогал Гогену донести картину до церкви, где она была предложена священнику. Из этого ничего не вышло - священник покупать ее отказался.
Подробнее...
 
Поль Гоген - о творчестве художника.
e-mail: info@pgogen.ru
Художники и картины
Главная страницаКарта сайтаКонтактыНовостиМузеиГалерея