ГлавнаяБиографияХронология жизниЗнаменитые работыГалереяСтиль и техникаГостеваяНовостиМузей
Поль Гоген
(1848–1903)
Детские годы Гогена, проведенные в Перу, поселили в сердце художника любовь к тропическим странам и экзотическим культурам. Эта любовь постоянно манила Гогена, отрывая его от дома и семьи и унося на своих крыльях на самый край земли. Поль Гоген - один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий
Главная arrow Знаменитые работы arrow День божества, Гоген
Поиск

День божества, Гоген

День божества, Гоген


Примитивное искусство
«Ты всегда можешь найти утешение в примитиве», — написал однажды Гоген. Эта фраза напрямую касается и всей европейской живописи. Искусство древних народов оказало сильное влияние на ее развитие.

      В последние годы XIX века многие европейцы заинтересовались искусством «примитивных» народов. Африканские ритуальные маски, культурное наследие Древнего Египта, Азии и Океании подкупали зрителя своей искренностью, чистотой и природной силой — другими словами, всем тем, что постепенно исчезало из западной культуры. К примитивному искусству, кроме этого, относят поражающие той же непосредственностью детские рисунки и безыскусные работы самородков из народа.

      Для художников, отказавшихся от слепого «подражания природе», но стремящихся по¬средством своих картин поделиться с миром собственными чувствами и мыслями, искусство древних народов стало неисчерпаемым источником вдохновения. И тут пальма первенства принадлежит именно Гогену, бесповоротно отвергшему «язву цивилизации». Он был пионером, примеру которого вскоре последовали другие художники.

      Образцы примитива (чаще всего, колони¬альные трофеи) нередко выставлялись в музеях и на всемирных выставках, а с некоторых пор стали предметом купли-продажи. С начала XX века среди художников распространилось коллекционирование африканских масок и других произведений примитивного искусства, а его безыскусный язык оказал сильнейшее влияние на развитие современной живописи.

      Это полотно создано Гогеном в проме¬жутке между двумя путешествиями на Таити, поэтому нет ничего странного в причудливом сочетании французских и поли¬незийских традиций, отличающем эту картину. Ее художественные образы и весь контекст воспроизводят полинезийские декорации, но композиция основана на принципах классиче¬ской симметрии, характерной для француз¬ских мастеров. Более того, она звучит явным эхом «Апофеоза Гомера» (1827) Энгра. Единст¬венное отличие: древние греки заменены здесь полинезийцами.

      В этой работе Гоген остается верен самому себе, в очередной раз фантазируя на тему древних религиозных обрядах, существовавших когда-то на Таити. Ничего подобного в реальной жизни не существовало — к тому времени, ко¬гда Гоген приехал на Таити, религиозная жизнь в Полинезии вообще практически угасла. Сюжет картины кратко можно описать так: женщины-туземки (часть — в национальных нарядах, другие — обнаженные) группируются вокруг деревянного идола, готовясь совершить загадочный ритуал.
Картина древнего рая, написанная неестественно яркими красками, волнует и оставляет ощущение несказанной тайны.

День божества, Гоген

1. ОСНОВА
Сделав предварительный набросок, воспроизводящий композицию Гогена, наш художник приступил к работе над задним планом (небо), одновременно подкрашивая некоторые темные участки на среднем плане. Для создания интенсивного цвета неба использована смесь винзорской синьки и титановых белил; нижний, более светлый, участок потребовал добавления винзорской красной краски. Темные тона областей вокруг идола получены с помощью черной краски и сырой умбры; кое-где художник брал синюю краску. Волосы идола написаны почти одной черной краской. На описанном первоначальном этапе абсолютно точно цвет не воспроизводится - это делается позже.

2. ПЕРЕДНИЙ ПЛАН
Далее наш художник сосредоточился на переднем плане, приступив к работе над водной лагуной. И здесь абсолютно точный цвет пока не является целью - это задача финальных стадий. К винзорской синьке, сырой умбре и черной краске добавлены желтый кадмий, винзорская красная краска и желтая охра. Зеленый цвет получен из синей краски и желтого кадмия, а темные тона красного созданы из винзорской красной краски, желтой охры с добавлением сырой умбры.

3. ФИГУРЫ
На этом этапе потребовалось выписать фигуры на фоне ландшафта. В используемой палитре добавилась жженая сиена, которая с вместе с сырой умброй позволяет создать основу телесных тонов. Что касается красных и белых женских одежд, то для самых темных участков красного к винзорской красной краске добавлена жженая сиена, а белые одежды, хотя и кажутся белоснежными, на самом деле написаны с добавлением к титановым белилам винзорской синьки и черной краски. В работе над идолом использована смесь винзорской синьки и черной краски.

4. ЦВЕТОВЫЕ ПЯТНА
Заполняются краской оставшиеся чистыми участки холста. Нюансы перехода от одного цвета к другому и здесь пока художника не заботят. Цвета существуют в виде чередующихся пятен. Художник работает с красками, которые уже были использованы. Синие камни вокруг идола написаны синькой, черной краской и белилами, а для темных тонов добавлена капелька сырой умбры. Красные и зеленые цвета повторяют аналогичные цвета второго этапа.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ШТРИХИ
Это наиболее трудоемкий этап, и нашему художнику пришлось потратить немало времени, чтобы воссоздать все мелкие заключительные штрихи. На этой стадии картина выглядит почти законченной. Теперь остается лишь выверить всю цветовую гамму. Самое сложное -уточнить оттенки в границах цветовых пятен. При этом нужно постоянно корректировать рисунок, наносить краску, смешивать ее, чтобы высветлить одни участки или затемнить другие, и так далее, участок за участком.

ДЕТАЛЬ
Для придания фигурам на переднем плане объема следует создать резкий контраст между отдельными цветовыми участками. Если цвет оказался слишком ярким, его следует смягчить, растирая краску пальцами. В случае недостаточного контраста решить проблему будет гораздо труднее.


Экзотическая атмосфера


Вымышленный идол К тому времени, когда Гоген прибыл на Таити, на острове почти не осталось древних скульптур. Все они были уничтожены при обращении островитян в христианскую веру. Своих вымышленных таитянских идолов художник создавал, синтезируя образы древних скульптур, увиденных им на Маркизских островах, на фотографиях яванского храма Бор-бодур и в сборнике таитянских легенд, изданном Дж. Меренху-том за пятьдесят лет до приезда Гогена на Таити.

Идиллический пейзаж острова, составляющий задний план картины, — с пальмовыми деревьями, соломенной хижиной, всадником на песке и каноэ на синей воде — контрастирует с мистическими цветами переднего плана.
Центральная женская фигура сидит, опустив ноги в воду, написанную абстрактными
пятнами чистого цвета,

Парные фигуры
Большинство фигур на кар¬тине расположено парами. По бокам от центральной женской фигуры располо¬жены фигуры двух обнаженных женщин, образующие основание треугольника, вершиной которого является идол. Фигуры — в позе эмбриона, находящегося в материнской утробе, — лежат на розовом песке, и изображены одна со спины, а вторая спереди. Подобная же поза появляется в написанной в том же году работе Гогена.
Гоген выработал эту технику еще в Бретани, внимательно изучив местные эмали, но редко использовал ее для достижения декоративного эффекта столь блестяще. Оранжевый, синий, красный, зеленый, кремовый и желтый цвета, сливающиеся в настоящую цветовую симфонию, превращают картину в загадочную мистерию.

Египетские мотивы
Две женщины, изображенные на левой половине картины, несут на головах корзины с фруктами — очевидно, это приношения божеству. Их профили напоминают египетские фрески, которые так любил Гоген.
 
Поль Гоген - о творчестве художника.
e-mail: info@pgogen.ru
Художники и картины
Главная страницаКарта сайтаКонтактыНовостиМузеиГалерея